Новый музей занимает особое место в комплексе Музейного острова в Берлине. Наиболее разрушенный из всех пяти музеев в ходе Второй мировой войны он снова распахнул свои двери только в 2009 году, через 70 лет после закрытия.
Дэвид Чипперфилд, автор грандиозного проекта воссоздания музея, нашел единственное в своем роде решение — сочетание нового и старого с сохранением следов войны и разрушений, с учетом бережного отношения к объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Именно сюда после долгих скитаний, в родные для нее до войны стены, вернулась красавица Нефертити. К знаменитой египетской царице в первую очередь устремлены все без исключения посетители Нового музея, следуя дельному совету автора великой находки Людвига Борхардта: «Описывать бессмысленно — надо смотреть!».
Нефертити — одно из главных, но не единственное достояние этого музея. Три коллекции под одной крышей — Египетский музей и собрание папирусов, Музей доисторического периода и ранней истории и часть Античного собрания. Это наследие Амарны и «Клад Приама» Генриха Шлимана, тайны Книги мертвых и Берлинская зеленая голова.
В одном из залов музея можно прочесть цитату из «Антигоны» Софокла: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудесней». Человек, как творец прекрасного, представлен здесь в произведениях искусства, в архитектуре и реконструкции здания, в научных изысканиях великих немецких археологов.